«Право ВТО / WTO Law» Как инструмент регулирования международной торговли в эпоху глобализации

«Международная торговля — это очевидный факт,
породивший все международное право»1
.

Данная статья направлена на исследование предпосылок создания и эволюции правовой системы ГАТТ/ВТО, ее значимость для разрешения возникающих на практике претензий и споров, в том числе в аграрном секторе экономики, а также на рассмотрение некоторых отличительных черт права ВТО, актуальных для Российской Федерации.

Институционализация и наднациональное регулирование международной торговли на международном уровне послужили предпосылками для создания международной торговой организации (далее — МТО) в 1943 году, которая должна была стать третьим краеугольным камнем в основании Международной экономической конституции наряду с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития2.

В 1946 году в ходе Конференции ООН по торговле и занятости, проходившей в Гаване, был утвержден единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее — ГАТТ)3. Данное соглашение первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Но поскольку Устав МТО так и не был утвержден, ГАТТ до 1993 года оставалось практически единственным инструментом регулирования международной торговли.

Решение о трансформации ГАТТ во Всемирную торговую организацию было принято на Уругвайском раунде (1986–1993 гг.).

В итоге был принят целый ряд многосторонних торговых соглашений4, центральным из которых стало Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации5, включившее ГАТТ в состав новой международной организации.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле как международно-правовой акт вошло в состав права ВТО и во многом стало его сердцевиной. Более двух трети всех соглашений, входящих в систему ВТО, опираются на ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что ВТО будет продолжать практику принятия решений консенсусом, которое применялось в ГАТТ, и что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ.

Как отмечает И.И. Дюмулен, ВТО можно рассматривать как правопреемницу Генерального соглашения по тарифам и торговле6.

Важно отметить, если положения ГАТТ-47 должны применяться в степени, максимально совместимой с национальным законодательством, то теперь государства-участники должны привести национальное законодательство в полное соответствие с пакетом документов ВТО, в том числе и с ГАТТ-94.

Таким образом, учреждение Всемирной торговой организации (World Trade Organization / Organisation Mondiale du Commerce / Organización Mundial del Comercio) 1 января 1995 года ознаменовало коренную реформу международной торговой системы.

Появление Всемирной торговой организации завершило переход государств с двустороннего на многостороннее регулирование международной торговли. ВТО и по сей день продолжает линию, начатую ГАТТ-47 по созданию правовых основ международной торговой системы, распространяя ее принципы на все товарные потоки международной торговли7.

ВТО — международная организация открытого типа, сформировавшаяся в процессе сетевого взаимодействия, выраженного в многолетних раундах многосторонних переговоров и принятии решений посредством консенсуса8.

ВТО представляет собой организацию, являющуюся недостающим кирпичиком послевоенной мировой экономической системы — третьим Бреттон-Вудским институтом9.

На сегодняшний момент Всемирная торговая организация является одной из наиболее авторитетных и влиятельных международных организаций наряду с Организацией по экономическому сотрудничеству (ОЭСР), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и другими.

Динамичное развитие международной торговли в условиях глобализации привело к тому, что ВТО стала ключевым интеграционным институтом экономического роста, а право ВТО превратилось в систему норм и принципов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, связанных с международным торговым оборотом.

Система соглашений ВТО — это сложный и объемный комплекс правовых документов, которые охватывают практически все сферы международного обмена товарами и услугами, а также некоторые области производства в том случае, когда это производство напрямую связано с внешней торговлей. В компетенцию ВТО входит применение санитарных и фитосанитарных мер в целях охраны жизни или здоровья людей, животных или растений10; применение стандартов, технических регламентов и процедур сертификации11; торговля сельскохозяйственными товарами12; международный обмен услугами; государственные закупки; промышленные стандарты; интеллектуальная собственность и многое другое. Все эти области компетенции ВТО связаны одним основополагающим принципом — создание, поддержание и развитие своеобразных международных, общих для всех «правил движения» товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, которыми должны руководствоваться правительства всех стран — членов ВТО, торгуя друг с другом и организуя национальные системы регулирования внешней торговли13.

Можно привести классификацию тех норм права ВТО, которые вносят определенно новые элементы в международное экономическое право14:

  • нормы ВТО, которые вводят в международное право прежде не существовавшие права и обязанности (принцип недискриминации в торговле услугами / principle of non-discrimination)15;
  • нормы ВТО, устанавливающие правила толкования соглашений ВТО16;
  • нормы права ВТО внесли изменения и дополнения в ранее действующую систему ГАТТ17;
  • в праве ВТО зарождается большой блок процессуальных норм18, сильны элементы и техника прецедентного права19 (влияние англосаксонского права)20. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, не регламентирует в достаточной мере порядок применения процессуальных норм и принципов, оставляя решение данного вопроса на усмотрение ОРС ВТО. В большинстве случаев подобные процессуальные пробелы заполняются процессуальными принципами общего международного права21. Например, в деле «ЕС — условия предоставления тарифных преференций развивающимся странам» апелляционный орган при рассмотрении вопроса о бремени доказывания сослался на принцип jura novit curia22, как он был сформулирован Международным Судом23 в решении «Военная и полувоенная деятельность в и против Никарагуа»24.

Выступая в качестве центрального звена многостороннего регулирования международной торговли, ВТО предоставляет странам-участникам многочисленные правовые инструменты — например, такие как международный механизм разрешения споров — Орган по разрешению споров (ОРС) — Dispute settlement Body25.

Необходимо обратить внимание, что право ВТО формируется не только за счет принятия и самого существования нормативно-правовой базы, а также благодаря процессам интерпретации, толкования действующих норм, осуществляемых Органом по разрешению споров.

Как показывает практика, страны — участницы ВТО до обращения в ОРС в целях урегулировать торговые разногласия (англ.: concerns — обеспокоенности, разногласия) проводят многосторонние и двусторонние переговоры.

Одним из актуальных примеров, когда проводились торговые переговоры, в которых участвовали представители Россельхознадзора и ФГБУ ВГНКИ, являются заседания Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам (последний — в июне 2013 г.). Один из центральных вопросов, который поднимался на заседании Комитета по СФС-мерам в ВТО, был связан с оценкой риска безопасности продукции. Данный вопрос являлся приоритетным, поскольку затрагивает проблемы проведения анализа ратификационной системы. В рамках Комитета также была выражена обеспокоенность со стороны Российской Федерации относительно ограничений на экспорт определенных растений в ЕС.

Примечательно, что и со стороны Российской Федерации были выдвинуты обеспокоенности, связанные с температурной обработкой мясных продуктов. В настоящее время разрешен ввоз в Евросоюз готовой продукции из говядины и свинины, прошедшей обработку при температуре не менее 80 °С, с российских предприятий, расположенных в Калининградской области, при условии, что сырье, используемое для изготовления указанной продукции, происходит из Евросоюза, либо получено от крупного рогатого скота или свиней, выращенных и убитых в Калининградской области, либо из третьей страны, из которой разрешен импорт сырья в Евросоюз. Готовая продукция из мяса птицы может поставляться в Евросоюз со всей территории России, причем для такой продукции не требуется специфическая температурная обработка. На данный момент Россельхознадзором ведутся переговоры по смягчению требований Еврокомиссии в отношении температурной обработки продукции из говядины и свинины.

При разрешении любых споров в рамках ВТО необходимо учитывать, что право ВТО, составляя часть международного экономического права, обладает рядом отличительных особенностей:

Во-первых, по отношению к международному экономическому праву право ВТО выступает lex specialis26, поэтому нормы и правила ВТО не могут противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, таким как принцип суверенного равенства государств27, принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом28 и так далее.

В то же время многосторонние торговые соглашения ВТО составляют lex generalis по отношению к двусторонним соглашениям, заключаемым между государствами — членами ВТО. Эти двусторонние соглашения не могут противоречить нормам многосторонних соглашений ВТО29.

Во-вторых, право ВТО имеет внутреннюю иерархию: в него заложены принципы решения возможных коллизий между отдельными соглашениями пакета ВТО30.

Так, в случае коллизии Соглашения об учреждении ВТО (статья XVI, п. 3) с нормой ГАТТ приоритет отдается норме ГАТТ. Однако в случае коллизии между нормами ГАТТ и нормами другого многостороннего торгового соглашения из пакета ВТО приоритет будут иметь последние31.

Анализируя характерные черты и особенности права ВТО, можно сделать следующие выводы.

  1. Право ВТО становится центральным звеном всей правовой надстройки международного торгового права, воздействует на международный экономический правопорядок, характеризуется комплексной природой, а его основным объектом являются регулирующие торговлю внутренние правовые режимы государств-членов.
  2. Право ВТО является неотъемлемой частью международного права. К праву ВТО применимы императивные нормы международного публичного права — нормы jus cogens32, обычно правовые нормы международного права и общие принципы права. В вопросах общего международного права третейские группы и апелляционный орган постоянно апеллируют к мнению Международного Суда33.
  3. Появление ГАТТ, а затем и Всемирной торговой организации привело к завершению процесса перехода государств с двустороннего на многостороннее регулирование международной торговли. ВТО продолжает линию, начатую ГАТТ-47 по созданию правовых основ международной торговой системы, распространяя принципы этой системы на все товарные потоки международной торговли34.
  4. Система ВТО значительно расширила сферу своего регулирования по сравнению с системой ГАТТ.

Таким образом, право ВТО как новый инструмент регулирования международной торговли позволяет обозначить разветвленный комплекс норм, регулирующих различные аспекты международной торговли, различающихся по своей юридической силе и содержащихся в пакете соглашений ВТО, решениях/резолюциях ВТО и его органов и внутренних регламентах органов ВТО.

Материал подготовлен отделом международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ «ВГНКИ».

Автор Гуляева Татьяна Константиновна, специалист отдела международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций.

Под ред. Федосова Ярослава Константиновича, начальника отдела международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций.

© ФГБУ «ВГНКИ», 2013 год.

При перепечатке публикации ссылка на источник обязательна.


1 Цит. по: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с франц. М., 2002. С. 3.

2 Цепов А.Б. Международно-правовые аспекты Всемирной торговой организации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999. С. 15.

3 Генеральное соглашение по тарифам и торговле / General agreement on Tariffs and Trade от 1947 г.

4 http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13.

5 Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г./ Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization 15 April 1994.

6 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация — особенности правового и организационного устройства, современная роль. Москва. 1997, издание ТПП РФ; 2-е переработанное издание. ВАВТ, М., 2000. С. 1.

7 Дюмулен И.И. ВТО. Экономика, политика, право. С. 18.

8 См.: Швейкина Н.С. Роль международных экономических организаций в глобальном политическом управлении (на примере Всемирной торговой организации ): диссертация на соискание ученой степени канд. полит. наук. СПб. 2009. С. 7.

9 См. выступление Питера Д. Сатерлэнда на Мировом экономическом форуме, Давос, 28 января 1994 г. 66. «ВТО открещивается от ООН» // «Финансовые известия», ноябрь 1994, № 60.

10 Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер от 15 апреля 1994 г. / Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures, http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13.

11 Соглашение по техническим барьерам в торговле от 15 апреля 1994 г./Agreement on Technical Barriers to Trade, http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13.

12 Соглашение по сельскому хозяйству от 15 апреля 1994 г. / The WTO’s Agriculture Agreement, http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13.

13 Дюмулен И.И. ВТО. Экономика, политика, право. С. 17.

14 Международное экономическое право — «international economic law» — это совокупность норм, регулирующих различные по своей природе субъекты в сфере международных экономических отношений: государства, международные организации, многонациональные предприятия, юридические и физические лица различных государств. Joel P. Trachtman. The international economic law revolution. Journal of International Economic Law. Spring, 1996.

15 Генеральное соглашение по торговле услугами от 15 апреля 1994 г. / The General Agreement on Trade in Services.
п. 1, ст. 2 «...каждый Член немедленно и безусловно предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны».
Таким образом, принцип недискриминации реализуется через режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором государство обеспечивает одинаковые условия торговли для всех членов ВТО.

16 п. 2 ст. 3 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров от 15 апреля 1994 г./The Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes (DSU) «...система урегулирования споров имеет целью охранять права и обязательства членов по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права».

17 Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 15 апреля 1994 г./General agreement on Tariffs and Trade.

18 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров от 15 апреля 1994 г. / The Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes (DSU).

19 В основе англосаксонского права лежит принцип «stare decisis», означающий, что в процессе вынесения решения суд руководствуется и основывает свои окончательные выводы на конкретном судебном решении (прецеденте), имеющем общеобязательную силу.

20 Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. Учебное пособие / Шумилов В.М. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 195.

21 Смбатян А.С. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность // Право ВТО. № 1. 2012. C. 9.

22 Принцип jura novit curia означает, что суд определяет, какие законы применимы в конкретном случае.

23 Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). http://www.un.org/ru/icj/.

24 Case Concerning Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua (Merits) (Nicaragua v. United States of America). ICJ Reports, 1986.

25 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров от 15 апреля 1994 г. / The Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes (DSU).

26 Lex specialis — лат. «специальный закон отменяет общий закон».

27 п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов».

28 п. 3, ст. 1 Устава ООН: «государства осуществляют международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического характера».

29 Малянова А.Н. Становление и развитие права Всемирной торговой организации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.10 / Малянова А.Н.; М. 2008. С. 7.

30 Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-1994 (таможенная оценка товаров), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-1994 (антидемпинг), Соглашение по защитным мерам, Генеральное соглашение по торговле услугами, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, Соглашение по правительственным закупкам.

31 Шумилов В.М. Указ. соч. С. 193–194.

32 jus cogens — ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., это норма, «которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

33 Смбатян А.С. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность. C. 9.

34 Дюмулен И.И. ВТО. Экономика, политика, право. С. 18