Информация, доклады, сообщения

На совещании по вопросам формирования единой национальной системы аккредитации в России выступил эксперт из ФГБУ «ВГНКИ» Сергей Крейнин

29.04.2013

В информационном агентстве «РИА-Новости» состоялось совещание по вопросам формирования единой национальной системы аккредитации в России. В мероприятии приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов и Министр РФ Михаил Абызов.  

В своем выступлении Игорь Шувалов  отметил, что вопрос аккредитации является одним из приоритетных для Правительства РФ. Он сказал, что «это сложный проект. В 2013 году нужно разработать нормативную базу, нужен федеральный закон. Обсуждение на площадке Открытого правительства с экспертами и  общественностью должно привести к созданию федерального закона. Мы рассчитываем на помощь РСПП. Середина 2016 года – это срок, когда все должно начать работать». Игорь Шувалов также поддержал идею создания Общественного совета при Росаккредитиации. Что касается выделения дополнительных средств в рамках реформирования системы аккредитации первый вице-премьер РФ выразил готовность в первую очередь финансировать создание единой интегрированной информационной системы, содержащей все данные об аккредитации в установленном формате: «Нужно создать сетевую организацию в масштабах страны, как, например, в налоговых органах. Правительство даст средства на ведение прозрачной системы онлайн: как проводятся аккредитация, стандартизация, подготовка специалистов. Чтобы можно было отследить при помощи системы то, как аккредитация проходит. Чтобы при отказе в одном месте, нельзя было получить одобрение в другом». Также Игорь Шувалов призвал закончить работу над федеральным законом об аккредитации в России к осени, а доработка всех подзаконных актов должна быть завершена к концу года.
 
На совещании выступил начальник отдела обеспечения единства измерений ФГБУ «ВГНКИ» Сергей Крейнин. Приводим тезисы его выступления, а также ссылку на видеоматериал: http://pressria.ru/media/20130424/601617961.html.
 
Пресс-служба ФГБУ «ВГНКИ»
и по материалам сайта http://большоеправительство.рф
 
 Система аккредитации в странах Западной Европы, опыт участия в «зарубежной» аккредитации
 
Деятельность по аккредитации регулируется путем международного сотрудничества органов по аккредитации разных стран. Координатором этого сотрудничества является международная организация по аккредитации лабораторий (ILAC).
 
Кооперация органов по аккредитация производится путем подписания многостороннего соглашения (MRA).
 
Особенности аккредитации зарубежным органом по аккредитации
 
С 2008 года Российские лаборатории проходят оценку компетентности в органах по аккредитации Европы: Германии (DAkkS) - порядка 20 лабораторий, Дании (DANAK) – 3 лаборатории, готовятся лаборатории к аккредитации и в Словакии (SNAS). Всего готовятся около 40 лабораторий.
 
Ведомства, за которыми закреплен контроль за продукцией, поступающей в результате импорта/экспорта, обеспокоены возможными спорами по результатам оценки соответствия, поэтому для решения возможной проблемы было принято решение о подтверждении компетентности в международных органах по аккредитации.
 
Российские лаборатории столкнулись с серьезными проблемами при подготовке и прохождении аккредитации:
 
1.     Стоимость аккредитации от пятиста тысяч до одного миллиона рублей и более. Только перелет экспертов (3 — 4 эксперта) обходится лаборатории соизмеримо стоимости аккредитации в Росаккредитации.
 
2.     Языковой барьер – все документы и общение на английском языке (сложности объяснения технических деталей).
 
3.     Дополнительные требования, не реализуемые ранее в России. Требование другой системы метрологического обеспечения (расчет неопределенности, валидация методик испытаний, внутренняя калибровка с расчетом неопределенности результатов калибровки).
 
Однако, работа лабораторий с зарубежными органами по аккредитации дала значительный опыт, который необходимо использовать Росаккредитации:
 
1.     Единый подход к аккредитации в мире базируется на соответствии единым международным требованиям для органов по аккредитации и на соответствии стандарту ISO/IEC 17011 и ISO/IEC 17025:2005 «Общие требования к калибровочным и испытательным лабораториям» для лабораторий. В России принят Приказ Минэкономразвития № 682, устанавливающий критерии аккредитации. Он позволил перевести требования 17025 в юридическое поле. Однако было бы целесообразно предусмотреть в Законе “Об аккредитации” возможность прямого применения требований международного стандарта.
 
2.     Необходимо пересмотреть жесткие сроки проведения работ по аккредитации. Сейчас это — 90 дней, за которые должна быть закончена работа по аккредитации. Фактически, это означает, что на аккредитацию должна выйти идеальная лаборатория, что невозможно. Любая лаборатория при оценке со стороны комиссии будет иметь замечания, и необходимо дать возможность проведения корректирующих действий, а не ставить точку о несоответствии лаборатории. Например, немецкий орган по аккредитации дает пять месяцев на устранение выявленных несоответствий, а потом принимает решение.
 
3.     Доступность информации. Заявитель всегда может зайти на сайт органа по аккредитации и просчитать, сколько будет стоить ему получение статуса. Оно зависит от трех критериев: количество и квалификация экспертов, количество заявленных сотрудников или методик, количество площадок, на которых располагается лаборатория. Росаккредитацией разработана методика расчета стоимости работ по аккредитации, она доступна на сайте Росаккредитации, однако в ней есть косвенные коэффициенты. Предлагаю также вернуться к вопросу ценообразования стоимости аккредитации в будущем Законе.
 
Необходимы не только соответствие установленным требованиям и дополнительные затраты на международное признание, но и надлежащая работа в стране по объективной, открытой системе в области аккредитации. Именно такая система, как ее выстраивает Росаккредитация.