Информация, доклады, сообщения

Правовые основы системы разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации

18.09.2013

Урегулирование возникающих межгосударственных споров является одним из центральных столпов многосторонней торговой системы и особым вкладом Всемирной торговой организации (далее – ВТО) в обеспечение общей стабильности мировой экономики. Из материалов, представленных на официальном сайте ВТО, следует, что отсутствие действенной системы урегулирования споров, включающей определенные нормативные правила, не позволило бы многосторонней торговой системе быть столь эффективной в целом, так как разрешение конфликтов позволяет обеспечить соблюдение всех взятых на себя обязательств государствами – членами ВТО в рамках существующего международного права. Процедура разрешения споров в рамках ВТО основывается на верховенстве закона, что придает торговой системе более безопасный и предсказуемый характер. Система разрешения споров основана на четко определенных принципах, с установленными процессуальными сроками для разрешения дела. В первой инстанции решения выносятся на основании отчета Экспертной группы (англ. Panel), затем они могут быть одобрены (или отклонены) полноправными членами ВТО на основе консенсуса. Также возможно рассмотрение спора в апелляционном органе исключительно по вопросам материального права[1].

До принятия Марракешского Соглашения об учреждении ВТО порядок разрешения споров осуществлялся по правилам, установленным Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1947 (далее – ГАТТ 1947)[2], однако в нем отсутствовали фиксированные сроки разрешения спора, решения было проще блокировать, а многие споры затягивались на долгое время безрезультатно. Пакет соглашений Уругвайского раунда 1994 года[3] представил более структурированный процесс разрешения споров с более четкими этапами прохождения процедур. Были установлены сроки продолжительности ведения дела, в течение которых оно должно быть разрешено, а также следует отметить, что сроки носят гибкий характер. Создание Органа по разрешению споров (далее – ОРС)[4] не только является одним из выдающихся и впечатляющих результатов Уругвайского раунда[5], но и знаменует собой важнейший этап в развитии системы разрешения споров. По словам бывшего члена Апелляционного органа К.-Д. Эхлерманна (Claus-Dieter Ehlermann), «выработка договоренности о разрешении споров в соответствии с правилом консенсуса даже сегодня кажется почти чудом»[6].

Уругвайское соглашение подчеркивает, что скорейшее урегулирование споров является необходимым для эффективного функционирования ВТО. В нем достаточно подробно излагаются процедуры и график, которым необходимо следовать при разрешении споров. Если дело проходит все стадии процесса разрешения спора, то с момента вынесения первого постановления оно обычно не должно занимать больше одного года – 15 месяцев, если спор был обжалован в Апелляционном органе. Согласованные сроки являются гибкими, и могут ускоряться, насколько это возможно, если спор считается срочным (например, связанным со скоропортящимися товарами).

Соглашение Уругвайского раунда также сделало невозможным для страны, проигравшей в споре, заблокировать принятие постановления. В рамках предыдущей процедуры ГАТТ 1947 решения могли быть приняты только на основе консенсуса, а это означает, что одно возражение могло заблокировать решение. Теперь принятие постановления осуществляется без предварительного голосования, за исключением случая, если страны пришли к консенсусу отклонить постановление, – любая страна, желающая блокировать постановление, должна убедить других членов ВТО (в том числе противную сторону в деле) разделить ее точку зрения.

Система разрешения споров в рамках ВТО имеет как сильные, так и слабые стороны. Например, касательно слабых сторон системы, несмотря на устанавливаемые сроки для рассмотрения спора, в особых случаях полная процедура рассмотрения спора занимает достаточно большой период времени, в течение которого заявитель продолжает нести экономические потери. В рамках ВТО не предусмотрены временные меры, направленные на защиту экономических и торговых интересов заявителя. Более того, даже после получения положительного результата в ходе рассмотрения спора для заявителя не предусмотрена компенсация за вред, понесенный им в течение срока, данного ответчику на применение постановления Органа по разрешению споров. К тому же выигравшая сторона не вправе требовать от ответчика возмещения судебных расходов. Наконец, в практике некоторых споров временное приостановление уступок не смогло повлиять на применение решения ОРС проигравшей стороной спора.

Несмотря на наличие данных проблем, механизм разрешения споров в рамках ВТО стал намного более эффективным со времен ГАТТ 1947[7].

Как бы то ни было, основной задачей ОРС является не вынесение самого решения, а разрешение споров любым путем, предусмотренным Пониманием в отношении правил и процедур разрешения споров (Dispute Settlement Understanding (далее – DSU), включая консультации. К январю 2008 года только 136 из 369 дел прошли через все процедуры разрешения спора, предусмотренные DSU. По большинству дел в период с января 1995 по январь 2008 года стороны уведомляли Орган по разрешению споров либо о внесудебном урегулировании спора, либо о продолжающихся консультациях, причем некоторые из них длятся с 1995 года.

Основополагающими принципами разрешения споров в системе ВТО являются равенство (англ. equitable), быстрота (англ. fast), эффективность (англ. effective), приемлемость для обеих сторон (англ. mutually acceptable).

Споры, возникающие в рамках ВТО, по существу являются спорами о невыполненных обязательствах членами ВТО. В соответствии с DSU члены ВТО договорились, что если они считают, что другие члены нарушают правила торговли, то они будут обращаться к многосторонней системе урегулирования споров, вместо того чтобы действовать в одностороннем порядке. Это подразумевает соблюдение согласованных процедур и уважение судебных решений.

Возникновение спора связано с ситуацией, когда одна страна принимает меры торговой политики или выполняет какие-либо действия, которые одна несколько членов ВТО считают либо нарушениями соглашений ВТО, либо неспособностью выполнять взятые на себя обязательства. К спору могут также присоединиться третьи страны, заявляющие, что у них есть заинтересованность в исходе дела, и которые могут воспользоваться некоторыми правами.

Хотя процедура разрешения спора по большей части напоминает судебную, члены ВТО предпочитают обсуждать возникающие споры на двусторонней основе. Именно поэтому первой стадией разрешения споров являются консультации между заинтересованными правительствами, после чего они могут прибегнуть к посредничеству[8].

Разрешение споров входит в компетенцию Органа по разрешению споров (также известного как Генеральный совет (англ. General Counsil)), в который входят все члены ВТО. Орган по разрешению споров имеет исключительные полномочия по формированию Группы экспертов для рассмотрения дела, и принятию или отклонению выводов экспертов или результатов апелляции. Он осуществляет контроль за выполнением постановлений и рекомендаций, а также имеет право санкционировать ответные меры в отношении страны, не выполняющей постановление.

  Первый этап: консультации (до 60 дней). Прежде чем предпринимать какие-либо другие действия, участники спора должны переговорить друг с другом, чтобы понять, могут ли они урегулировать свои разногласия сами. Если им это не удается, они могут попросить Генерального директора ВТО стать посредником в их споре или попытаться помочь любым другим способом.

  Второй этап: экспертная Группа (до 45 дней для назначения экспертов плюс 6 месяцев для подготовки заключения). Если консультации не принесли результата, подавшая жалобу страна может попросить назначение экспертной Группы. Страны – участницы спора вправе блокировать создание группы один раз, но когда Орган по разрешению споров собирается во второй раз, назначение не может быть заблокировано (если не будет консенсуса против назначения группы).

Официально Группа помогает Органу по разрешению споров в вынесении решений или рекомендаций. Но поскольку доклад группы может быть отклонен только на основе консенсуса в Органе по урегулированию споров, ее выводы трудно отклонить. Выводы группы должны быть основаны на соглашениях ВТО.

Окончательный доклад Группы, как правило, предоставляется сторонам в споре в течение шести месяцев. В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе связанных со скоропортящимися грузами, срок сокращается до трех месяцев.

Уругвайское соглашение описывает в деталях порядок работы Группы. Основными этапами являются:

  До первого слушания: каждая сторона в споре представляет Группе существо спора в письменном виде.

  Первое слушание: страна-заявитель, ответчик и те страны, которые объявили, что они имеют интерес в споре, делают свои заявления на первом слушании.

  Опровержения (англ. Rebuttals): страны, участвующие в деле, представляют письменные опровержения и излагают свою позицию на втором слушании.

  Эксперты (англ. Experts): если одна сторона поднимает научные или иные технические вопросы, Группа имеет право проконсультироваться с экспертами или назначить группу экспертов для подготовки консультативного заключения.

  Первичный доклад (англ. First draft): Группа представляет описательные (факты и аргументы) части своего доклада обеим сторонам, давая им две недели на комментарии. Этот доклад не содержит выводов и заключений.

  Промежуточный доклад (англ. Interim report): Группа затем представляет промежуточный доклад, в том числе его выводы и заключения, двум сторонам и дает им одну неделю, чтобы потребовать пересмотра доклада.

  Рассмотрение (англ. Review): срок рассмотрения доклада не должен превышать двух недель. В течение этого времени Группа может проводить дополнительные двусторонние заседания.

  Окончательный доклад (англ. Final report): окончательный доклад представляется двум сторонам, и три недели спустя он распространяется среди всех членов ВТО. Если Группа решает, что оспариваемая торговая мера идет в противовес соглашениям ВТО или взятым государством обязательствам, она рекомендует привести меру в соответствие с правилами ВТО. Группа может дать рекомендацию, как это можно осуществить.

  Доклад становится обязательным: доклад становится постановлением или рекомендацией Органа по разрешению споров в течение 60 дней, если консенсус не отклоняет его. Обе стороны могут обжаловать доклад в Апелляционный орган.

Каждая из сторон может обжаловать постановление ОРС. Иногда обе стороны делают это. Апелляция должна касаться вопросов права, таких как юридическое толкование, – она не может пересмотреть существующие доказательства или рассмотреть новые вопросы.

Каждая апелляция рассматривается тремя судьями постоянного Апелляционного органа, состоящего из семерых членов, созданного ОРС и широко представляющих членов ВТО. Члены Апелляционного органа осуществляют свои полномочия в течение четырех лет. Они должны быть признанными авторитетами в области права и международной торговли и не связаны ни с одной из стран[9].

Апелляция может поддержать, изменить или отменить правовые выводы и заключения группы. Обычно апелляция не должна длиться более 60 дней, с абсолютным максимумом в 90 дней.

Орган по разрешению споров должен принять или отклонить доклад Апелляционного органа в течение 30 дней – отказ возможен только на основе консенсуса членов ВТО.

Если страна, на которую была подана жалоба, проигрывает, она должна следовать рекомендациям доклада Группы или Апелляционного органа. Она должна заявить о своем намерении сделать это в Орган по разрешению споров в течение 30 дней после утверждения отчета. Если исполнение рекомендации немедленно оказывается непрактичным, члену будет дан «разумный период времени» (reasonable period of time), чтобы осуществить ее исполнение. Если он не в состоянии исполнить рекомендации в течение этого периода, он должен вступить в переговоры с подавшей жалобу страной (или со странами), чтобы определить взаимоприемлемые компенсации – например, снижение тарифов в областях, представляющих особый интерес для подавшей жалобу стороны.

Если через 20 дней удовлетворительная компенсация не согласована, подавшая жалобу сторона может просить Орган по разрешению споров разрешить ввести ограничительные торговые санкции («приостановление уступок или обязательств») по отношению к другой стороне.

В принципе, санкции должны быть введены в том же секторе, в котором находилось существо спора. Если это не представляется возможным или если подобная санкция не будет эффективной, санкции могут быть наложены в другом секторе того же соглашения. Цель состоит в том, чтобы свести к минимуму вероятность распространения действия санкций на несвязанные сектора, в то же время позволяя им быть эффективными.

В любом случае Орган по разрешению споров контролирует реализацию принятых решений. Каждый спор остается на повестке дня, пока проблема не будет решена окончательно.

 

Материал подготовлен отделом международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ «ВГНКИ».

Автор Шамоев Георгий Мерабович, специалист отдела международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций.

Под ред. Федосова Ярослава Константиновича, начальника отдела международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций.

© ФГБУ «ВГНКИ», 2013 год.

При перепечатке публикации ссылка на источник обязательна.


[1]Материальное право – это совокупностьнорм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения, и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов правоотношения.

[2] Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) [рус., англ.] (вместе с <Перечнями территорий>, «Датами установления максимальных преференциальных разниц...», «Выраженными в процентах долями участия стран во всем объеме внешней торговли...», «Пояснительными замечаниями и дополнительными положениями») (заключено 30.10.1947).

[3] Включает в себя более 50 соглашений наряду с Многосторонними соглашениями по торговле товарами, в том числе Соглашение по сельскому хозяйству, Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по техническим барьерам в торговле.

[4] Dispute Settlement Body (DSB).

[5] См.: Смбатян А.С. Специализированный порядок разрешения международных споров как один из бонусов вступления России в ВТО // Корпоративный юрист. 2012. № 1. С. 58–60.

[6] WTO Jurisprudence and Policy: Practitioners Perspectives / Ed. by Marco C.E.J. Bronck-ers and Gary N. Horlick. London: Cameron, May 2004. P. 16.

 

[7] A Handbook on the WTO Dispute Settlement System, A WTO Secretariat Publication, 2009.

[8] Способ урегулирования спорной ситуации с участием третьей нейтральной стороны.

[9] Ч. 3 ст. 17 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.