Информация, доклады, сообщения

Юридические аспекты безопасности и качества пищевой продукции в условиях членства Европейского союза в ВТО

29.11.2013
Судьбы наций зависят от того, как они питаются.
А. Брийя-Саварен, французский судья и писатель.

Проблемы обеспечения безопасности и качества пищевой продукции, поставляемой из стран ЕС, приобрели особую степень актуальности непосредственно после вспышек болезни Шмалленберг1, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (коровьего бешенства)2, инфекционной катаральной лихорадки (блютанга) и обнаружения ДНК конины в мясной продукции3.

Выявление и последующее разрешение вышеуказанных проблем возможно только в рамках полного контроля за оборотом продовольствия, начиная с фуража, до момента, пока продовольственный продукт не достигнет потребителя (концепция «от фермы до обеденного стола»)4.

Однако обеспечение высокого уровня защиты здоровья человека и интересов потребителей достигается через развитое нормативно-правовое регулирование безопасности пищевой продукции и корма для животных, что позволяет достичь эффективного функционирования внутреннего рынка товаров, а именно соблюдения одного из основополагающих принципов – свободы передвижения товаров.

В соответствии с параграфом 2 статьи 26 ДФЕС5  внутренний рынок представляет собой пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Основным элементом принципа свободы передвижения товаров выступают товары (англ. goods) (фр. marchandises) (исп. mercancia) как все измеряемое в денежной стоимости и являющееся объектом коммерческих операций6, так и продукция7, предназначенная для употребления человеком в пищу в переработанном, частично переработанном или непереработанном виде8 .

Одним из основополагающих актов, обеспечивающих безопасность и качество данной продукции, выступает Регламент № 178/2002 об установлении общих принципов и предписаний продовольственного законодательства, об учреждении Европейского органа по безопасности продуктов питания и о закреплении процедур в отношении безопасности продовольственных товаров.

Основу для создания национальных систем контроля cоставляет Регламент № 882 /2004 Европейского парламента и Совета «Об официальных проверках по соблюдению законодательства о пищевых продуктах и кормах, правилах по здоровью и содержанию животных».

В соответствии с положениями вышеуказанного Регламента каждый член ЕС должен обеспечить соблюдение требований пищевого законодательства «операторами пищевого бизнеса» (самими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями).

Во исполнение поставленной цели члены ЕС организовывают систему официального контроля, который распределяется уже между центральными и местными властями.

Вышеуказанная система официального контроля, действующая в Федеративной Республике Германия, является наглядным примером, который позволит выявить особенности системы безопасности и качества пищевой продукции, характерной для остальных членов ЕС.

В связи с федеративным устройством Германии обязанности по контролю безопасности пищевой продукции распределены между Федерацией и ее субъектами (землями).

На местном уровне должностные лица городских и районных органов по контролю безопасности пищевой продукции и ветеринарному надзору проводят выборочный контроль продукции соответствующего «оператора пищевого бизнеса», а именно владельца предприятий по производству и обороту пищевых продуктов.

В основе обеспечения безопасности на федеральном уровне лежит принцип разграничения компетенций. Наряду с законодательной работой в компетенцию Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей (нем. Bundesministerium für Ernährung, Landwirtschaft und Verbraucherschutz, далее – BMELV)9  также входит разработка мер в сфере управления рисками. Научную работу проводит Федеральный институт оценки рисков (нем. Bundesinstitut für Risikobewertung, далее – BfR)10. В рамках практической работы министерству оказывает поддержку Федеральное ведомство защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции (нем. Bundesamt für Verbraucherschutz und Lebensmittelsicherheit, далее – BVL)11. Федеральное ведомство координирует работу между федеральными, земельными органами и органами ЕС12.

Аналогичное разграничение компетенций наблюдается и на уровне ЕС. Наряду с Европейским парламентом и Советом министров Европейская комиссия ведет активное сотрудничество с Федеральным министерством продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей. Ведомство по продовольствию и ветеринарии Европейской комиссии (англ. Food and Veterinary Office, далее – FVO)13  осуществляет в рамках ЕС задачи, сравнимые с задачами Федерального ведомства защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции Германии (BVL) на национальном уровне. Ведомство также проверяет системы контроля качества и безопасности продукции стран – членов ЕС и третьих стран.

На общеевропейском уровне в целях координирования пищевой политики и консультирования по научной проблематике учрежден Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA – орган по безопасности)14.

EFSA содействует работе внутреннего рынка товаров. Он выносит научные заключения в спорных вопросах, чтобы органы Евросоюза, в частности Европейская комиссия, или государства-члены могли принять необходимые для обеспечения пищевой безопасности решения исходя из фактических обстоятельств дела15.

С целью обоснования использования тех или иных мер орган по безопасности является краеугольным камнем ЕС по оценке степени риска, связанной с безопасностью продуктов питания и кормов.

Соответственно, задача по обеспечению безопасности потребителей полностью лежит на компетентных органах власти государств – членов ЕС (национальных системах контроля) при взаимодействии с органом по безопасности (EFSA), ведомством по продовольствию и ветеринарии Европейской комиссии (FVO), Генеральным директоратом Европейской комиссии по здравоохранению и защите прав потребителей (DG SANCO) и информационной поддержки Европейской системы быстрого оповещения по пищевым продуктам и кормам (RASFF –The Rapid Alert System for Food and Feed).

Однако недавно произошедший скандал с мясом конины и выявление ряда как собственных санитарных нарушений, так и нарушений при экспорте на территорию ТС свидетельствуют о неэффективности работы вышеуказанных органов и об отсутствии должной системы контроля.

Ярким примером проблем контроля безопасности и качества продуктов питания стало распространение вируса коровьего бешенства.

Именно вспышка нового заболевания в очередной раз поставила под сомнение систему безопасности продуктов питания в ЕС на уровне Всемирной торговой организации16.

В 2006 году возникает проблема контроля за распространением блютанга17, когда российскими внешнеторговыми организациями и холдинговыми компаниями был начат (и продолжается в настоящее время) импорт стельных нетелей крупного рогатого скота из различных стран ЕС, в том числе и из неблагополучных по блютангу стран – Германии и Голландии18.

Стоит заметить, что это не первый случай распространения блютанга в ЕС. Проблемы контроля блютанга начались в 2000 г. на Балканах19.

На тот момент единственным нормативно-правовым актом в области ветеринарии являлась Директива 92/119/ЕЕС20, предусматривающая установление защитной зоны вокруг инфицированного хозяйства с минимальным радиусом 3 км внутри зоны надзора с радиусом 10 км21.

Однако в 2000 г. ситуация изменилась с принятием Директивы 2000/75/ЕС22, согласно которой компетентный орган устанавливает границы защитной зоны и зоны надзора23.

Несмотря на то что данная Директива отражает стандарты, заложенные Кодексом здоровья наземных животных МЭБ, Кодексом МЭБ допускается торговля живым скотом из стран, неблагополучных по инфекционным болезням, в том числе и по блютангу24.

Таким образом, активная закупка животных в странах ЕС привела к актуализации проблемы санитарного контроля закупленного и предназначенного для транспортирования в Россию КРС из-за того, что часть территории (особенно Нидерландов и Германии) в 2006–2008 гг. была эндемичной по блютангу.

Схемы лабораторного тестирования, рекомендованные Кодексом МЭБ для контроля блютанга, не обеспечивали безопасности торговли при экспорте КРС из неблагополучных стран25.

Нижеследующий пример, доказывающий совершенную неэффективность системы обеспечения безопасности и качества пищевой продукции в Европейском союзе, имел место в феврале 2013 года на территории Великобритании.

Европейская комиссия были проинформирована об обнаружении ДНК конины в продукции, поставляемой под видом говядины26. На данный момент Еврокомиссией разработан план действий для предотвращения подобных случаев в будущем, а именно программа мониторинга содержания ДНК конины, официальная система контроля по сертификации продукции27.

Таким образом, несмотря на тщательно разработанную систему обеспечения безопасности и качества продуктов питания ЕС, действующая система требует реформирования ввиду неэффективности правового регулирования, выраженного в необходимости введения стандартов императивного характера.

 

Материал подготовлен отделом международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ «ВГНКИ».

Автор Гуляева Татьяна Константиновна, специалист отдела международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций.

Под ред. Федосова Ярослава Константиновича, начальника отдела международного взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций.

© ФГБУ «ВГНКИ», 2013 год.

При перепечатке публикации ссылка на источник обязательна.


Официальный сайт Европейского органа по безопасности пищевых продуктов (EFSA). URL: http://www.efsa.europa.eu/en/supporting/pub/429e.htm, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

Официальный сайт Европейского органа по безопасности пищевых продуктов (EFSA). URL: http://ec.europa.eu/food/animal/diseases/controlmeasures/bluetongue_en.htm, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

Официальный сайт Европейского органа по безопасности пищевых продуктов (EFSA). URL: http://ec.europa.eu/food/food/horsemeat, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

Белая книга о продовольственной безопасности от 12 января 2000 г. / White Book on Food Safety of 12 January 2000 / вводит концепцию «от фермы до обеденного стола».

ДФЕС – Договор о функционировании Европейского союза / Treaty on the Functioning of the EU.

Дело С-7/68 Commission v. Italy (Italien Art) [1968] ECR 423.

Право Европейского Союза. В. 2 т. Т.2. Особенная часть: учебник для бакалавров / под ред. С.Ю. Кашкина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс. С. 43.

Регламент № 178/2002 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 28 января 2002 года об установлении общих принципов и предписаний продовольственного законодательства, об учреждении Европейского органа по безопасности продуктов питания и о закреплении процедур в отношении безопасности продовольственных товаров.

Официальный сайт Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей (BMELV), URL: http://www.bmelv.de/EN/Homepage/homepage_node.html;jsessionid=D9F6C76D40D0E2B13A47E95193913243.2_cid296, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

10 Официальный сайт Федерального института оценки рисков (BfR), URL: http://www.bfr.bund.de/en/home.html, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

11 Официальный сайт Федерального ведомства защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции (BVL), URL: http://www.bvl.bund.de/EN/Home/homepage_node.html, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

12 URL: http://selcoop.ru/cooperation/international/strategii-obespecheniya-bezopasnosti/, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

13 Food and Veterinary Office .URL:http://ec.europa.eu/food/fvo/index_en.cfm, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

14 EFSA – European Food Safety Authority.

15 Консультативная программа IFC в Европе и Центральной Азии. Законодательство Европейского союза и Республики Беларусь в области пищевой продукции. С. 12.

16 URL: http://link.springer.com/article/10.1023%2FA%3A1007123502914, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

17 Bluetongue: a review. A. Sperlova, D. Zendulkova. University of Veterinary and Pharmaceutical Sciences, Brno, Czech Republic. C. 432

18 Куриннов В.В. и др. ВНИИВВиМ, ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория. «Эффективность контроля блютанга при экспорте-импорте животных из стран с неблагополучным статусом зон». Журнал «Ветеринария Кубани» / Номер 4 за 2012 г. http://www.kubanvet.ru/journal_n4_20127.html.

19 Giovannini A., Calistri P., Conte A., Savini L., Nannini D., Patta C., Santucci U., Caporale V. (2004).– Bluetongue virus surveillance in a newly infected area. Vet Ital, 40 (3), 188–197.

20 Директива Совета 92/119/ЕЕС от 17 декабря 1992 г., вводящая общие меры Сообщества по контролю некоторых болезней животных и специальные меры в отношении везикулярной болезни свиней European Council (1992) / Council Directive 92/119/EEC of 17 December 1992 introducing general Community measures for the control of certain animal diseases and specific measures relating to swine vesicular disease. Off J, L 62, 15.3.1993, 69–85.

21 П. 1, cт. 10 Директивы Совета 92/119/ЕЕС от 17 декабря 1992 г.

22 Директива Совета 2000/75/EC от 20 ноября 2000 г. «Излагающая специальные положения по борьбе и искоренению блутанга». Council Directive 2000/75/EC of 20 November 2000 laying down specific provisions for the control and eradication of bluetongue. Off J, L 327, 22.12.2000, 74–83.

23 п.1, cт.18 Директивы Совета 2000/75/EC от 20 ноября 2000 г.

24 Куриннов В.В. и др. ВНИИВВиМ, ГБУ «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория». «Эффективность контроля блютанга при экспорте-импорте животных из стран с неблагополучным статусом зон». Журнал «Ветеринария Кубани» / Номер 4 за 2012 г. URL: http://www.kubanvet.ru/journal_n4_20127.html, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

25 Куриннов В.В. и др. ВНИИВВиМ, ГБУ «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория». «Эффективность контроля блютанга при экспорте-импорте животных из стран с неблагополучным статусом зон». Журнал «Ветеринария Кубани» / № 4 за 2012 г. http://www.kubanvet.ru/journal_n4_20127.html.

26 URL: http://ec.europa.eu/food/food/horsemeat/index_en.htm, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.

27 URL: http://ec.europa.eu/food/food/horsemeat/plan_en.htm, дата последнего посещения – 25.11.2013 г.